Письмо Минобрнауки России №08-249 от 28.02.2014г. Комментарии к ФГОС дошкольного образования
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
В стандарте учитываются:
- Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- Возможности освоения ребенком программы на различных этапах ее реализации
Основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования;
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цели ФГОС ДО:
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
- Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
- Создание благоприятных условия развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс;
- Формирование общей культуры личности детей;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
- Формирование социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
ФГОС ДО – основа для:
- Разработки программы;
- Разработки вариативных примерных образовательных программ до;
- Разработки нормативного финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере до;
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям стандарта;
- Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- Оказания помощи родителям в воспитании детей.
Образовательные области ФГОС ДО:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие